Отпирающие заклинания


Все студенты, пришедшие на очередной урок по заклинаниям, толпились в коридоре. Дверь в кабинет была закрыта. Вернее, самой двери даже не было видно. Студенты особо не переживали, помня о свойствах этого кабинета. Они точно знали, что кабинет находится здесь.
Преподаватель появилась вовремя, едва часы пробили начало урока.

— Вы всё ещё не в кабинете? — весело спросила Чжоули. — Достаточно сильно пожелать увидеть его — и дверь обязательно появится. А уж открыть её можно... — преподаватель замолчала.
— Неужели алохоморой? — недоверчиво раздались голоса со всех сторон.
— Правильно. Я не закрываю её магическим образом. Зачем? Мой кабинет всегда рад студентам. А на двери, запечатанные магией, алохомора не действует. Ну, уж коли мы уже начали урок, а тема нашего урока именно Отпирающие заклинания, то давайте я покажу вам, как надо делать взмах палочкой при произнесении этого заклинания.
На стене проявилась колдография

Алохомора

— Как видите, движение не очень сложное. Надо поднести палочку как можно ближе к замку.





— Доставайте палочки и тренируйтесь.

Студенты с радостью принялись за упражнение. А тем временем дверь в кабинет уже ясно вырисовывалась.

— Ну как? Получается? — поинтересовалась преподаватель. — Кто смелый попробовать открыть дверь в кабинет?

И со всех сторон раздалось дружное «Я!».

— Замечательно! — обрадовалась Чжоули. — Выстраивайтесь в очередь. Каждый открывает дверь алохоморой, заходит в кабинет. Там с обратной стороны есть и крючок, и щеколда, и ключик в замке. Вошедший закрывает дверь на любые из этих запоров, чтобы дать возможность попробовать открыть дверь другому студенту.
Все учащиеся радостно засуетились, образуя очередь, — и тренировка началась.

— Все молодцы! — радостно объявила преподаватель, когда все студенты оказались в кабинете и удобно расположились на пуфиках, расставленных вдоль стен. — Ну можно сказать, что с первым отпирающим заклинаниям все справились на отлично. Появилось это заклинание в... Африке. Удивлены? Да, и среди африканских аборигенов существовали, да и существуют маги. А привёз его, согласно книге заклинаний, Элдан Эльмарин — волшебник-вор, который жил в Великобритании в начале XVII века. К сожалению, и среди волшебников встречаются не чистые на руку маги. Элдан бежал в Африку, спасаясь от наказания за многочисленные ограбления. И вот там... Подобное притягивает подобное. В общем, они нашли друг друга. От африканского друга-мага Элдан узнал об уникальном заклинании, которое открывает все замки. Да-да, та самая алохомора. Переводится как «друг воров». Элдан вернулся на родину под другой личиной, чтобы, вооружённый новым заклинанием, нажиться как можно больше. К тому же он привёз с собой котёнка нунду, который, находясь в его жилище, поневоле «работал» стражем награбленных сокровищ. Ну кто сунется в дом, зная, что там есть нунду, известный своей кровожадностью и способный проглотить толпу людей? Прежде чем зайти к себе домой, Элдан через замочную скважину насылал на нунду оглушающее заклятие. Хоть это был и котёнок, но отнюдь не ручной. Нунду не приручается. Вот так Элдан грабил, а нунду охранял. Когда его всё же ловили, мошеник откупался новым заклинанием. И так город наводнили воры, от которых не было спасения. И тогда другой волшебник (Блэгдон Пескари), которого за короткое время ограбили несколько раз, придумал антиалохоморное заклинание, которое сообщили всем волшебникам. Элдану в очередную ночную вылазку не удалось открыть ни одну дверь. Он расстроился и, придя домой, забыл наслать оглушающее заклинание на стража. Ну и в результате поплатился: существо попросту съело своего хозяина.

Послышались вздохи среди студентов. Перспектива быть съеденным была, конечно, ужасной. Но Чжоули продолжала.

— Однако есть и другие отпирающие заклинания. Они, как и заклинания класса «ревелио», специализированные.

С одним из них мы знакомимся по фильму «Фантастические твари и где они обитают». И звучит оно как «Аберто», с ударением на второй слог.



К сожалению, сейчас маги не пользуются этим заклинанием и в каких случаях оно работало, осталось в секрете. Впрочем вы можете подумать об этом в домашнем задании.

Следующее заклинание — это «диссендиум» (произносится «диссЭндиум»). Может открывать тайные проходы. Этим заклинанием открывался тайный проход (люк в горбу статуи) между Хогвартсом и подвалом магазина «Сладкое королевство» в Хогсмиде. Надо палочку поднять и резко опустить вниз.

Диссендио

Заклинание, отпирающее сундуки, ящики, коробки, чемоданы и тому подобные предметы, звучит как «СИстем АпЕрио». «Аперио» с латыни значит «распечатать» в смысле «открыть». «Систем» от латинского слова «cista», что обозначает «сундук, ларец». А «cistem» — искажённое «cistam» — это винительный падеж от «cista». То есть, заклинатель, по сути, произносит фразу «открываю сундук». Может использоваться вербально и невербально. Надо сделать круговое движение и направить палочку на объект.





Ну и совсем кардинальное решение проблемы отпирания:





Интересный момент отпирания дверей, запертых магией, мы наблюдаем в «Фантастических тварях и где они обитают»:



Получается, что маггл может сильным ударом ноги выбить магически запертую дверь. Кстати, если подумать, то так оно, возможно, и есть. Это будет одним из вопросов домашнего задания.

Ну а можно, как Ньют, обзавестись домашним питомцем в виде локотруса, который в случае опасности может открывать разные замки:



Кстати, до изобретения алохоморы популярным было заклинание «портабЕрто». Это как маленький направленный взрыв: разбивает висячий на двери замок, а если висячего замка нет, то буквально выносит замочную скважину, оставляя на её месте дымящуюся дыру. Да, грубоватая работа, но что поделать. Заклинания тоже модернизируются со временем и постепенно становятся всё более изящными.

Есть ещё заклинание отпирания, которое демонстирует Люпин:



«Гарри Поттер и узник Азкабана»

— Начнёшь, Невилл, на счёт «три». — Профессор Люпин нацелил палочку на дверь гардероба. — Раз, два, три!
Из волшебной палочки вырвалась струя искр и ударила в ручку двери. Гардероб распахнулся, из него прямо на Невилла, сверкая глазами, нос крючком, шагнул как живой профессор Снейп.

Скорее всего, профессор Люпин произносит заклинание невербально. Для нас здесь важно увидеть всё разнообразие заклинаний отпирания, чтобы понять, как они эволюционировали.

Ну и, наверное, последнее. Это не заклинание, но не сказать об этом я не могу. Это артефакт — нож Сириуса Блэка, который крёстный подарил Гарри на Рождество. Перочинный ножик, по виду не отличается от обычного маггловского, со множеством различных лезвий-отмычек и шилом. Этот нож мог открыть любой замок, а шило могло мгоновенно распутать любой узел. Гарри удалось открыть им кабинет Долорес Амбридж. Но лезвие расплавилось, когда Гарри попытался открыть им дверь в самую тайную комнату в Отделе тайн.

«Гарри Поттер и Орден Феникса»

Гарри вставил лезвие ножа Сириуса в щель между дверью и косяком, замок щёлкнул, и дверь отворилась. Они вошли в кабинет.

...

Ещё раз закружились и замерли стены. Гарри наугад выбрал третью дверь и толкнул её. Она не поддалась.
— В чем дело? — спросила Гермиона.
— Здесь заперто, — ответил Гарри и налёг на дверь всем своим весом, но безрезультатно.
— Стало быть, это она, да? — возбуждённо сказал Рон, присоединяясь к Гарри и тоже пытаясь взломать дверь. — Точно она — иначе и быть не может!
— Отойди! — резко сказала Гермиона.
Направив палочку на то место, где у обычной двери был бы замок, она сказала:
— Алохомора!
Ничего не произошло.
— У меня же есть нож! — воскликнул Гарри.
Вынув из мантии нож Сириуса, он вставил его в щель между дверью и стеной. Остальные нетерпеливо смотрели, как он проводит им по щели сверху донизу, вынимает его и снова толкает дверь плечом. Но она оказалась так же крепко заперта, как и вначале. Больше того — взглянув на нож, Гарри обнаружил, что его лезвие расплавилось.

Лекция сегодня получилась насыщенной разной информацией, и домашнее задание будет таким же разнообразным, — улыбнулась Чжоули и развернула перед ошеломлёнными студентами длинный свиток с вопросами. — Как обычно, надо набрать вопросов на 10 баллов.

1. Классифицируйте отпирающие заклинания по характеру действия. (0-2 балла)

2. Попробуйте собрать воедино сведения об отпирающих заклинаниях, полученные на лекции и/или дополнительно найденные в библиотеке, и расскажите об их эволюции. (0-4 балла)

3. Какие отпирающие заклинания действовали на территории Хогвартса? (0-3 балла)

4. Ваше предположение, почему Алохомора появилась в Африке. (0-2 балла)

5. Предположите, в каких случаях работало заклинание «аберто». (0-2 балла)

6. Как думаете, что раньше появилось «аберто» или «портаберто»? (0-1 балл)

7. Названия «аберто» и «портаберто» созвучны. С чем это может быть связано? (0-3 баллов)

8. Вспомните по сказкам, какими отпирающими заклинаниями пользовались маги в ранние века. (0-2 балла)

9. Почему для открытия дверей, сундуков, тайных проходов используются разные отпирающие заклинания? (0-2 балла)

10. Могут ли в будущем потребоваться новые отпирающие заклинания? Если да, то какие? (0-3 балла)

11. Почему магглу удалось сильным ударом ноги открыть запертую магией дверь? (0-2 балла)

12. Любое творчество на тему лекции: стихотворение, рисунок, коллаж и т.п. (0-5 баллов)

13. Ну и традиционная практика в нашей комнате по изученным сегодня заклинаниям (необязательно использовать все). (0-7 баллов)

14. Свой вопрос. Возможно, вы придумали свой интересный вопрос по теме лекции, на который хотели бы ответить. Можете согласовать его со мной, и я назначу количество баллов, которое максимально смогу дать за него.