Тайна имени существительного:
загадки падежа


— Здравствуйте, студенты вуза Аргемоны! Рада вас всех видеть!

Чжоули после приветствия махнула палочкой — и стена напротив столов, за которыми сидели студенты, превратилась в маговизор, на котором все увидели, как по льду крадётся свинья. Да-да, самая обычная свинья, которая любит лежат в лужах, а вернее, в грязи. Сейчас она, видимо, решила, искупаться в чистой воде, потому что... Потому что далее случилось вот что. А, впрочем, немое магокино озвучилось следующими стихами:

Свинья и полынья Как-то шла по льду свинья.
Ей попалась полынья.

Плюх!... Торчит из полыньи
Только пятачок свиньи.

Мы скорее к полынье,
Мы хотим помочь свинье.

Сами — чуть не в полынью,
Но спасли-таки свинью.

Недовольны мы свиньёй:
Разве шутят с полыньёй?

Вспоминайте о свинье,
Чтоб не плавать в полынье!

Маговизор погас, а слова стихотворения остались висеть в воздухе, напоминая о неудачной попытке свиньи искупаться.

— Думаю, каждый заметил особенность данного стихотворения. Да, сегодня на уроке мы поговорим о падежах. Я расскажу вам очень интересные факты из их жизни.

Термин «падеж» пришёл в грамматику из старославянского языка, где падежъ был дословным переводом греческого слова ptosis, суффиксального производного от глагола pipto - «падать». Полагается, что это слово было взято из практики игроков в кости и обозначало падение брошенной кости той или иной стороной вверх. Лингвисты Древней Греции увидели сходство между бросанием костей и падением их то на одну, то на другую сторону и изменением («падением») существительного с получением им того или иного падежного окончания. Наблюдения за существительными привели к мысли, что они имеют две формы — прямую и косвенную. Косвенные формы как бы отклоняются от прямой.
Основных падежей, которые мы все знаем ещё из маггловской школы, шесть. Попробуем с ними познакомиться заново, а заодно, может, откроем что-то новое в них.
На основе чего мы относим данную форму слова к тому или иному падежу?
Первое — это вопрос, который задаётся к слову.
Второе — окончание, которое слово принимает в этом падеже.
Третье — это значение слова вообще.

Немного скажу об окончании. В курсе школы Аргемоны мы изучали разные части слов, которые помогают нам образовывать новые слова. Это приставки и суффиксы. Они относятся к словообразующим единицам русского языка, а вот окончание — это часть слова, но формообразующая. То есть, с помощью окончания мы можем придать слову другую форму (для употребления в предложении), не изменяя при этом сути самого слова.

Вернёмся к падежам. Большинство названий падежей — это дословный перевод с греческого и латинского.

Именительный падеж
Когда говорят «назовите имя существительное в его начальной форме», подразумевают именительный падеж. Существительное в этом падеже — это как раз прямая форма слова. Отвечает на вопросы кто? что? Все остальные падежи дают нам косвенную форму слова.
Назвать прямой падеж «именительным» впервые предложил в своей грамматике Мелетий Смотрицкий, буквально переведя его название с древнегреческого, где onomastike означало «именующий, называющий имя». Именительный — тот, который называет по имени, именует.
Родительный падеж получил своё название в русской грамматике только в XIV веке. Это перевод греческого genike. Родительный означает «полученный с рождения». Его главная функция — обозначать род, принадлежность, происхождение. Он указывает на родителя, владельца (сын Петра, книга сестры, житель города). Слова в этом падеже отвечают на вопросы кого? чего?

Но посмотрим вот на эти сочетания:
— чашка чая или чашка чаю?
— банка мёда или банка мёду?
В словаре в качестве родительного падежа указываются обе формы. Часто говорят «чаю?», когда спрашивают, налить ли чай. Получается, что падеж один, а окончания разные. Этот факт был поводом для того, чтобы выделить ещё один падеж — количественно-отделительный, который обозначает часть целого. Вот как раз формы слов на -у/-ю и относили к этому падежу.
Но... но такие формы употребляются всё реже, и количество существительных, принимающих такое окончание, невелико. Поэтому этот падеж не задержался в русском языке у большинства его носителей и помнят о нём только лингвисты.
Родительный падеж
Дательный падеж
Название дательного падежа заимствовано из старославянского языка, куда оно в свою очередь попало как дословный перевод с греческого: dotike по-гречески «дательный». Достаточно ясно прослеживается его связь с глаголом «дать, давать». Основное значение дательного падежа — название адресата, имени того, кому дают (подарок брату, привет другу). Существительные в этом падеже отвечают на вопросы кому? чему?
Винительный падеж ввёл один из первых русских грамматиков Лаврентий Зизания в XVI веке на базе прилагательного «виновный». Это перевод с греческого слова aitiatike, что означало «причинный». Название падежа дано по слову «вина», в семантике которого в древнерусском и старославянском языках было значение «причина». Основное значение винительного, «причинного» падежа — называть объект действия, который является причиной, вызывающей само действие (любить маму, писать письмо). Вопросы этого падежа: кого? что?
Винительный падеж
Творительный падеж
Творительный падеж также ввёл Лаврентий Зизания. В 1596 году. Этот падеж связан по семантике с глаголом «творить» — делать что-то при помощи какого-то орудия, средства. Отсюда и основное значение творительного падежа — орудийное, инструментальное (писать пером, рисовать красками). И его вопросы — кем? чем?
Чтобы начать разговор о последнем падеже, посмотрим вот на эти словосочетания: танцевать на балу — думать о бале, гулять в лесу — писать о лесе. Одно слово с разными предлогами предложного падежа имеет разные окончания. Такой двойственности подвержены некоторые существительные мужского рода.
Формы слов на -у/-ю обозначают место, пространство, где что-то находится, то есть имеют местное значение. Раньше существительное в этом падеже употреблялось без предлога и часто служило для обозначения обстоятельства места, поэтому в древности этот падеж называли местным. Любимые предлоги местного падежа — в, на.
Формы слов на -е обозначают преимущественно предмет, о котором говорят, думают. Мелетий Смотрицкий назвал этот падеж сказительным и дополнил им русскую падежную терминологию в своей "Грамматике" 1616 года. Любимый предлог этого падежа — о.
Таким образом, в предложном падеже объединились два падежа — местный и сказительный.
М.В. Ломоносов переименовал всё в предложный падеж, отразив тем самым его формальный признак — обязательное употребление предлога (учиться в школе, побывать в городе). Вопросы этого падежа: о ком? о чём? Хотя вместо предлога о может подставляться либо в, либо на.
Предложный падеж
В древнерусском языке был ещё один падеж - звательный. Он служил для выражения обращения. Ну если сейчас обращение — это слово или сочетание в начальной форме, то раньше это была вполне определённая форма для существительных мужского и женского рода в единственном числе. В остальных случаях форма совпадала с именительным падежом.

Приплыла к нему рыбка, спросила:
«Чего тебе надобно, старче?»

«старче» — как раз слово «старик» в звательном падеже. К XIV-XV векам звательная форма утратилась, и её следов в современном языке почти не сохранилось. Остатки звательной формы можно видеть в междометиях: О боже! О господи! Встречаемся с такой формой и в пословице: «На тебе, небоже, то, что нам негоже». «небоже» — звательный падеж слова «небога», что значит — убогий, нищий. Этим бедолагам отдавали то, что уже не годилось самим хозяевам.
В качестве звательной формы, или обращения, теперь используется форма именительного падежа. Однако современная разговорная речь создала для обращения новые формы: Мам! Пап! Это усечённые формы слов, которые произносятся с особой, звательной интонацией. Есть у них одна особенность: звонкие согласные на конце не оглушаются: Фе[д'].

Я закончила свой увлекательный рассказ о падежах существительных и теперь обрадую вас... Нет, пока не домашним заданием, а ещё одним блоком информации. Это касается окончаний существительных во множественном числе. Вот такой, с одной стороны, шутливый вопрос, а, с другой стороны, вопрос, отражающий проблемы таких окончаний, — как правильно сказать: «У рыб нет зуб?», «У рыбей нет зубей?» или «У рыбов нет зубов?» Чтобы правильно ответить на этот вопрос, придётся вам набраться терпения и выслушать ещё полезной информации.

Итак, нулевое окончание в родительном падеже множественного числа имеют следующие существительные мужского рода (а именно эти существительные доставляют больше всего проблем, потому как кажется, что и «сапог» верно, и «сапогов» тоже вроде как правильно):

1) названия некоторых национальностей, народов, племен, главным образом с основой на н или р:
армян, балкар, башкир, болгар, бурят, грузин, лезгин, осетин, румын, туркмен, турок, цыган, могикан.
НО: берберов, бушменов, негров, сванов.
Некоторые слова этой группы принимают равнозначно оба окончания: алеут - алеутов, бедуин - бедуинов, бурят - бурятов, карел - карелов, осман - османов.

2) названия лиц по принадлежности к воинским соединениям, некоторым родам войск:
солдат, партизан, янычар.
НО: лётчиков, минёров, разведчиков, сапёров, стрелков, танкистов.

3) названия предметов, употребляющихся обычно парами:
много ботинок, бот, ботфорт, валенок, мокасин, погон, сапог, чулок, штиблет, эполет.
НО: аксельбантов, гольфов, носков, сапогов-скороходов.

4) названия некоторых единиц измерения, обычно употребляющихся с числительными:
пять ампер, ватт, вольт, герц.
НО: литров, метров, кулонов, ньютонов, джоулей, футов, фунтов.
Для слов «граммы», «килограммы», «гектары» вариант с нулевым окончанием — пять грамм, килограмм, гектар — характерен для разговорной речи, а в строго официальной употребляются варианты с окончанием -ов: пять граммов, килограммов, гектаров.

Имена существительные мужского рода, обозначающие названия фруктов и овощей, в родительном падеже множественного числа имеют окончание -ов/-ев: ананасов, апельсинов, баклажанов, бананов, мандаринов, помидоров, томатов. Варианты с нулевым окончанием — апельсин, мандарин, помидор — носят разговорный характер и допустимы только в устной речи.

А теперь домашнее задание.

1. Давайте посмотрим на падежи с точки зрения волшебника. В чём заключается магия падежей? Попробуйте дать каждому падежу небольшую магическую характеристику.

2. Есть ли у вас любимый падеж?

3. Третье задание будет практическим.
Но прежде вспомним, какие вообще окончания принимают существительные. Как вы помните, существительные делятся на 3 склонения в зависимости от того, какие окончания они принимают при изменении по падежам.
1-е склонение
2-е склонение
К 1-му склонению относятся существительные мужского и женского рода с окончаниями -а/-я. Ко 2-му склонению относятся существительные мужского рода без окончания и среднего рода с окончанияи -о/-е.
3-е склонение
Разносклоняемые существительные
К 3-му склонению относятся существительные женского рода, оканчивающиеся на ь.
Есть ещё разносклоняемые существительные. Их немного. Это бремя, время, вымя, знамя, имя, пламя, племя, семя, стремя, темя и путь.
А ещё есть существительные на -ий/-ия/-ие, при изменении которых очень многие делают ошибки в окончаниях: гербарий, Анастасия, путешествие. Надо отметить, что в них не окончания -ий/-ия/-ие, а они оканчиваются на -ий/-ия/-ие. А вот какие тут окончания, вы определите сами при выполнении этой части задания.
Надо написать небольшой рассказ о жизни в магическом мире или любых приключениях (1/2-2/3 страницы Word), и потом около каждого существительного в скобках указать склонение (цифрой) и падеж — кратко, одной буквой: И, Р, Д, В, Т, П. Используйте материал всей лекции, то есть желательно, чтобы в рассказе прозвучали все падежи и существительные с проблемными окончаниями. Окончание (если оно у слова есть) отделяйте от остальной части слова дефисом.


Удачи!

Спасибо сайту http://screen.ru/school/verb/ за чудесные картинки.



Отправляйте работы через ЛИЧНОЕ ДЕЛО
Свои вопросы смело можете передать с Персефоной

Карта сайта
(с) Чжоули
Последние изменения: 17.11.2015