ТАЙНА ИМЕНИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО: ВСЕМУ СВОЁ НАЗВАНИЕ


Здравствуйте, дорогие ученики! Рада видеть вас на своём уроке!

С этого курса мы начнём с вами постепенно постигать магию отдельных слов. Магическая сила слова проста и доступна каждому, но, чтобы ей воспользоваться, надо очень хорошо изучить слова разных частей речи. Поэтому на лекциях мы будем знакомиться более подробно с разными словами русского языка, а именно: с существительными, прилагательными, местоимениями, наречиями, числительными и другими частями речи, рассматривая их с самых разных сторон и изучая подробно их магию, что позволит более широко и профессионально применять магию слов русского языка в самых разных ситуациях.
Задания часто буду задавать по мере чтения лекции. Поэтому будьте внимательны. Разбивки вопросов по баллам не будет. Домашняя работа будет оцениваться целиком. Возможно где-то вы напишете меньше, а где-то ваши размышления будут больше, чем я планирую, исходя из своих соображений.

А сейчас послушайте, - и Чжоули, раскрыв пергамент, зачитала небольшой отрывок:

"Никогда я не видел таких старых лип. Ночью их вершины терялись в небе, и если начинался ветер, то звёзды перелетали среди веток, как светляки. Днём под липами было темно, а наверху, в свежей зелени, дрался и пересвистывал пёстрый птичий народ".

Удивительно живописная картина написана Константином Георгиевичем Паустовским. Магия слова - по-другому и не скажешь. А если внимательно всмотреться в строчки, то мы обнаружим обычные слова - существительные, глаголы, прилагательные и т.п., которые знакомы каждому из нас с детства, но они соединяются так в предложение, что картина, написанная словами, оживает перед нами. Магическая сила слов проста, но вот её использовать надо умеючи. Поэтому и попробуем проникнуть в магию каждой части речи, рассмотреть её подробно, со многих сторон, найти то особенное, неповторимое в каждом слове, что позволит легко высвободить магию слова.

Сегодня мы начинаем разговор о самой важной части речи - существительном. Кто-то воскликнет, что нет важных частей речи. Все они важны и все они нужны, но всё же история развития человечества и языка приводит определённые факты, которые говорят о том, что именно существительное - самая важная часть речи. Именно с неё началось освоение окружающего предметного мира древним человеком. Первые слова, которые произносит ребёнок, начиная осваивать окружающий большой мир, - тоже имена существительные в подавляющем большинстве своём. Всё подвластно именам существительным: они могут отразить не только вещную сторону мира, не только его постижение на уровне абстракции, но и могут передать звуки, краски, движение. Человек нашёл слова для всего, что обнаружено им во вселенной. Он назвал всякое действие и состояние, определил словами свойства и качества всего, что его окружает.
Давайте немного послушаем, о чём могут говорить разные части речи.

Чжоули взмахнула рукой - и на стене появилось изображение, и даже послышался звук разговора.

- Самый важный, конечно же, я, - разглагольствовало одно из трёх появившихся на магоэкране слов. - Только я могу назвать действие и состояние: бежать, прыгать, сидеть, думать, болеть, стареть, хорошеть... - все сразу же узнали глагол, который продолжал: - Если бы не я, то весь мир оказался бы без движения. Без меня ни приказать, ни попросить нельзя.
- Ну, уж кто важен для описания мира - так это я, - перебило глагол второе слово. - Я передаю постоянно изменяющиеся краски, называю неповторимые оттенки, любой признак, свойство, качество. Без меня мир тусклый и скучный, а кому захочется жить в таком мире?
Конечно, это было прилагательное.
Глагол с прилагательным еще долго препирались, кто из них важнее, а третье слово слушало их и скромно молчало.

Магоэкран погас, и Чжоули продолжила:

Узнали третье слово? Да, это было имя существительное. Ему подвластно назвать всё в этом мире: конкретные вещи, людей, птиц, животных, растения, события, признаки, действия... Имя существительное - самая частотная часть речи. По данным "Частотного словаря русского языка", из 9 тысяч наиболее употребительных слов 4 тысячи - имена существительные. Это 44%, т.е. почти каждое второе слово в нашей речи - это имя существительное.

А сейчас задание 1. Приведите по 5 примеров имени существительного по тем разделам, что я перечислила только что. То есть, что называют имена существительные. Возможно, вы добавите эту своеобразную классификацию имён существительных. Вместе с примерами, конечно. Пока рассматриваем только имена нарицательные.

Но поехали дальше. Термин "существительное" - это перевод с латинского substantivus, что означает "субстанция, сущность". Сущее - это имеющееся в действительности, существующее, настоящее, подлинное, истинное. Вот такое значение наши далёкие предки вкладывали в слова, называя всё, что видели вокруг. "Суть" - это слово тоже родственное термину "существительное".

И тут же задание 2. Соберите всех родственников слова "существительное". Расскажите об их лексическом значении. Какой у них всех корень? Если есть где чередование согласных в корне, то укажите это.

История языка свидетельствует о том, что по происхождению, в своих истоках существительное и прилагательное близки. Люди не сразу научились выделять свойства предметов: для этого требуется достаточно высокий уровень мышления. Поэтому первоначально для говорящего названия свойств раскрывались через предметы, которые заключали в себе эти свойства. Свойство твёрдого выражалось сначала так же, как "камень", красного - как "кровь", голубого - как "небо"... Следы старых отношений слов сохранились в языке и до наших дней: жар-птица, царь-девица, душа-человек...
А теперь давайте обратимся к сказкам. Именно там много героев и предметов-помощников, которые именно таким образом и называются. Не маленькая девочка, а именно Крошечка-Хаврошечка, не огненная птица, а именно жар-птица. И согласитесь, ведь именно в таком сочетании предмет смотрится ярче, выразительнее, живее и одушевлённее что ли. Ну стали бы использовать термин "быстрые сапоги" вместо "сапоги-скороходы", и что бы получилось?

Задание 3. Приведите по 3-5 примеров таких названий сказочных героев и волшебных предметов-помощников и попробуйте порассуждать: как изменится магия этих слов, если одно слово заменить именем прилагательным.

Идём далее. Существительное - это сердце языковой вселенной. Оно является душой всех частей речи и образует их центр.

Чжоули чуть заметно махнула палочкой - и на доске появилось следующее:

сердце языковой вселенной


Тут, конечно, не все сочетания являются именно словосочетаниями в правильном их понимании, но видно, что имя существительное сочетается почти со всеми частями речи. От имени существительного образуются другие существительные, прилагательные, глаголы.

Задание 4. Разберите языковую вселенную слова "сердце" (т.е. выпишите все сочетания, показав связь слов в них вопросами-заклинаниями и написав, где словосочетание и какое, а где нет и это что-то другое, а также покажите образование других слов от слова "сердце") и попробуйте составить свою вселенную с другим именем существительным.

А теперь послушайте следующее:

"Это была стремительная гроза в самый разгар золотой осени, в ту пору, когда гроз почти не бывает.
В этом была её мощь - в невиданном пожаре солнечного света, бившего в осеннюю заржавленную землю через прорывы бешеных туч.
Взрывы солнечного огня, его косые лучи проносились и тотчас гасли в угрюмой дали. Там узкими домоткаными холстами уже лились из леса и пустоши короткие ливни.
Каждый взмах солнца выхватывал из сумрака то одну, то другую отлитую из чистейшей меди берёзу...
Свет, золото, багрянец, пурпур и снова - быстрый свет! Синий блеск молний, длинные раскаты грома, и вдруг вдали, в путанице поваленных ветром берёз, - рыжая огненная лисица с поджатой лапой и настороженными ушами".

Задание 5. Попробуйте найти в этом отрывке "цветовые" и звучащие имена существительные. Учтите, что цвет со словом может и просто ассоциироваться, а не прямо называться им.

Задание 6. И, заключительное, небольшое задание. Подведите своеобразный итог, прежде всего, своим знаниям. Каким предстало перед вами имя существительное? Напишите, что для себя нового и полезного вы узнали на этом уроке. Если всё вам было и так известно и ничего нового вы не нашли, то это тоже итог, отчасти говорящий о ваших знаниях.

Удачи!



Отправляйте работы через ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ
Свои вопросы смело можете передать с Персефоной Персефона