СЛОВА И ИХ СМЫСЛ

Здравствуйте, дорогие ученики!

Сегодня урок будет игровой. По крайней мере, домашнее задание уж точно.

А теперь поговорим о значении слов, из чего складывается их смысл. Что такое слово? Почему белое, сверкающее на солнце вещество называется снегом, а сияющее в небе светило солнцем? Как образуется связь между звуками и смыслом?

Есть такая притча. Однажды слепому объясняли, что такое белый цвет. Слыша о нём, слепой спрашивал: какой это белый цвет, на что он похож? Слепому отвечали: белый цвет, как белый заяц. Слепой спрашивал: что ж, он такой же пушистый? Нет! Отвечали: белый цвет, как белая мука! А слепой говорит: что ж, он такой же мягкий и рассыпчатый? Нет! Говорят слепому: белый цвет, как снег белый. Что ж, он такой же холодный? Нет! Возражали слепому: белый цвет, как чистый белый творог. Что ж, он такой же сырой?

Тот, кто никогда не видел белого цвета, пытался представить себе белизну, цвет как нечто осязаемое, конкретное, доступное его органам чувств.

Из чего же состоит слово? Как получается, что мы узнаём слова, знаем их значение?

Слово – это сочетание звуков? На первый взгляд, это так. Слово можно произнести, спеть, слово можно записать. Но слово – это больше, чем сочетание звуков. Звучание или буквенное обозначение – это только внешняя оболочка слова, одежда, по которой мы слово узнаём.

У слова есть и другая, невещественная, нематериальная сторона: то, что нельзя увидеть или услышать – это его значение. Без значения нет и слова. Вспомните, звучание слова "белый" не помогло слепому понять, что же такое белый цвет. Ведь он не знал значения этого слова, потому что никогда не видел ничего белого. Незнакомые слова для нас – это «пустой звук», сосуды с неизвестным содержимым, пустые оболочки слов.

Не все сочетания звуков обладают значением. Рассыпаясь на отдельные звуки, слово теряет свой смысл. СНЕГ – это слово (звуковое единство, комплекс звуков, за которым закреплено значение). А СНГЕ – это не слово, а набор звуков без значения. Итак, слово = звучание (звуковое единство) + значение.

Слова нужны для того, чтобы называть предметы и явления окружающего мира. Слова – это названия, имена всего, что существует в реальности или в нашем сознании. Когда мы произносим слово, то у нас в голове возникает образ предмета, представление о явлениях, действиях, признаках или отношениях. Если мы увидим на витрине магазина яблоки, а на них надпись «ананасы», мы очень удивимся: кто-то перепутал ценники. Ведь слова и обозначаемые ими предметы неразрывно связаны (слово – предмет).

А на уроке и в домашках мы уделим внимание вот чему. Интересно, если некоторые слова поставить рядом, то они образуют новое слово. Что же получается? Два или более слова, обозначающие какие-то предметы, явления, отношения между ними и т.п., сливаются в одно слово. Значит, то, что это слово обозначает, должно вобрать в себя свойства остальных предметов... Или это вовсе не обязательно?

И вот в домашнем задании вы попытаетесь найти такие слова, но преподнести их в виде загадки, стихотворной или нет (на балл влиять не будет, главное, чтобы интересно). Ну, например, так:

Мой первый слог - число с нулями,
У всех людей - последних два,
А вместе - догадайтесь сами:
Всем городам она глава.

Это сто-лица, и, действительно, этим словом называют очень большой город, там где видишь сотни лиц.

Каждый должен написать по 10 слов и сделать вывод: зависит ли смысл слова от смысла составляющих его слов (вывод должен быть продуманным, а не в одно слово - "зависит-не зависит", и не в одно предложение).
Учтите, что слова, составляющие данное слово, должны быть тоже осмысленными словами русского языка, т.е. словами разных частей речи, в том числе могут быть и служебными (предлогами, междометиями, союзами).

А вдруг это был в древности один из способов составления новых слов?
Вот такое задание к сегодняшней лекции!

В общем-то, те, кто посещал лекции по Славянской мифологии, уже сталкивались с подобными словами.

Брать для рассмотрения слова, которые образованы в русском языке способом сложения слов (с помощью соединительной гласной или без нее), не надо. Например, такие, как "пароход", "газонокосилка". Здесь и так все прозрачно, т.е. я хочу сказать, что эти слова специально так созданы, правда, относительно недавно. Интересно рассмотреть слова, состав которых первоначально как будто не виден.



Отправляйте работы через ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ
Свои вопросы смело можете передать с Персефоной Персефона