УДАРЕНИЕ И СМЫСЛ


Здравствуйте, дорогие ученики!

Добро пожаловать на очередной урок, посвященный удивительным корням. Вы уже побывали в стране Безударных гласных, познакомились с Его Величеством Суффиксом А. А теперь нам осталось познакомиться с последними корнями. Готовы? Ну тогда полетели!

Чжоули чуть заметно махнула рукой, всё вокруг нее и учеников закружилось - и спустя мгновение все очутились на площади какого-то городка. Вокруг сновали жители этого места. Уже никто не удивился, признав в жителях слова. Да-да, самые обыкновенные слова русского языка. Ну а чем они хуже людей? У них тоже есть свои города, селения и даже целые государства. Чувствовалось, что данный городок не очень большой. Домики по кругу площади стояли маленькие и аккуратные. От площади лучами, как от солнца, шли пять уютных тенистых улочек: вдоль каждой росли удивительные деревья и кустарники, причем на каждой были свои.
Пока преподаватель и ученики с интересом оглядывались по сторонам (надо признать, что жители не обращали на них никакого внимания, привыкли, наверное, видеть чужаков), вокруг иногда происходило что-то странное. Из окон самого высокого и красивого здания появлялся вдруг небольшой светящийся шар. Он какое-то время медленно кружил по площади на небольшой высоте, а потом резко пикировал вниз и ударялся в какое-нибудь слово, почти в самый его центр. Если там находилась буква А, то она менялась на О, а если была О - то превращалась в букву А. Само слово на мгновение окутывалось небольшой дымкой. А когда дымка рассеивалась, было видно, что слово изменилось, но всё равно было чем-то похоже на предыдущее.

- Понаблюдайте за этими волшебными шарами, - прошептала Чжоули ученикам, но взгляд тех и так уже был прикован к этому удивительному зрелищу.
Но словам это превращение казалось как будто самым обычным делом. Никто не возмущался, никто даже не останавливался, чтобы поинтересоваться у "пострадавшего", всё ли с ним в порядке. А сами "пострадавшие" как ни в чем ни бывало опять спешили по своим делам.

- Что это такое? - наконец, наперебой стали спрашивать ученики.
- А это мы с вами наблюдаем действие Его Величества Ударения. Да, наверное так его можно назвать. Здесь его владения. Правда, владения у него не очень большие, но зато какие.
- Это он живет в том домике и выпускает эти светящиеся шары? - поинтересовалась маленькая первокурсница. - А на нас эти шары тоже могут подействовать? Была я девочка, а стану дивочка? Я знаю, кто такие дивы, но я не хочу быть дивочкой, - в голосе первокурсницы стали слышаться всхлипы.
- Не бойся, - Чжоули ободряюще погладила девочку по голове. - Волшебные шары Его Величества Ударения действуют только на определенные корни. Их всего пять:

-зар-
-плав-
-гор-
-твор-
-клон-

-зор-
-плов-
-гар-
-твар-
- клан-

В безударных положениях пишутся корни –зар-, -плав-, -гор-, -твор-, -клон-, а уж в ударном - то, что слышится. Однако есть некоторые слова, которые не подчиняются этому правилу. Ну все знают, что "в семье не без урода", - улыбнулась Чжоули. - Однако, уродцами я бы эти слова не стала называть. Это интересные и красивые слова. Просто их надо запомнить, чтобы правильно писать: зорянка, зоревать, пловец, пловчиха, утварь. Кстати, этих слов тоже пять.
А теперь давайте пройдем дальше. Нам надо найти еще пару интересных корней. Мне кажется, они должны быть неподалеку.

И Чжоули с учениками двинулись по одной из улочек. Из окон некоторых домиков шел не очень приятный запах горелого, поэтому все поспешили поскорее пройти эту улочку и очень обрадовались, когда она закончилась. Перед ними расстилался красивый и уютный скверик. Ученики побежали по его ровным дорожкам, а Чжоули поспешила за ними. На одной из дорожек все наблюдали следующее зрелище: одно существо увлеченно работало садовыми ножницами, постригая кустики, вот потому во всем сквере они были такими красивыми и ровными. А неподалеку другое существо, с чем-то вроде записной книжки в руках, пересчитывало кустики, и там, где их было не одинаковое число, лишние просто удаляло.

- Ага, а вот и первая пара тех, кого мы ищем. Это корни -ровн- и -равн- за работой. -ровн- нравится, чтобы всё было ровным, ну а -равн- любит, когда всего равное количество. Вот так они и пишутся. Слова, обозначающие что-то одинаковое, равное, имеют в корне А. Наверное, от слова «равенство». Если же слово означает гладкое, прямое, ровное, то в корне пишется О. Вот поэтому -ровн- ровняет кустики, а -равн- равняет ряды.
Здесь рулит Его Величество Смысл. Правда, в его подчинении всего две пары корней. Одну мы увидели, а теперь давайте-ка поищем другую. Вон там вдалеке я вижу красивое озеро. Пойдемте к нему.

Ученики радостно устремились к виднеющейся голубой водной полоске, тем более, что летняя жара давала о себе знать. Но то, что они увидели на берегу озера, заставило их остановиться, а не бежать сразу к воде. На берегу были два существа. Одно увлеченно опускало в воду разные вещи и после этого отдавало их второму. Второе рассматривало, насколько промокла та или другая вещь, и вешало сушиться самые мокрые.

- А вот и те, кого мы искали! - радостно воскликнула Чжоули. - Здравствуйте, уважаемые -мак- и -мок-!
Братцы радостно переглянулись. -мак- откуда-то достал большую банку земляничного варенья, - мок- аппетитно пахнущий хлеб. На травке появилась скатерть с самоваром, чашками и блюдцами. Братья жестами пригласили Чжоули и учеников присесть рядом. -мок- быстро разрезал хлеб на кусочки и передал -мак-у, который стал не менее увлеченно обмакивать хлеб в варенье и складывать на тарелочки. -мок- придирчиво разглядывал, насколько честно -мак- обмакивал хлеб в варенье. Самовар запыхтел, показывая, что он уже готов. Чашки наполнили душистым чаем. Ученики разобрали хлеб с вареньем.
- Уф, как вкусно, - раздавалось то с одного конца импровизированного застолья, то с другого.
- Спасибо -мак-у и -мок-у, - улыбнулась Чжоули. - Эти корни употребляются, когда кто-то или что-то становится мокрым. Если слово обозначает то, что опускают в жидкость, МАКАЮТ, то пишется А. Если же слово со значением «пропиталось жидкостью, ПРОМОКЛО или НЕ ПРОМОКЛО, несмотря на то, что должно было промокнуть при обычных условиях», то пишется О. Ну, как, вам нравится тут? - спросила Чжоули учеников. Те только радостно кивали головами, набив рты вкусным хлебом. - Ну тогда можете здесь еще немного побродить. Да не просто так, - лукаво улыбнулась Чжоули. - Каждая прогулка должна быть полезной, поэтому вот вам задание:

Пораспрашивайте братцев -равн- и -ровн-, что они еще могут делать, кроме постригания кустов и выравнивания их.
Поинтересуйтесь у братцев -мак- и -мок-, в каких конкретно словах они появляются и почему. Надо найти слова с безударными гласными в корне. В ударных и так всё ясно, какая буква пишется.
Прогулятесь по пяти улочкам и попробуйте описать, какие они и кто там живет, используя, конечно, слова с соответствующими корнями.
Когда будете гулять по улице, где живут корни -гор- и -гар-, подумайте, какие еще слова имеют корень -гор-, который совсем другой по смыслу. Причем таких корней (и связанных с ним родственных слов) еще два.

И вот всё это единым рассказом и пришлите мне на оценку.
Удачи!



Отправляйте работы через ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ
Свои вопросы смело можете передать с Персефоной Персефона




Описание разработка сайтов продвижение сайтов здесь.