ПРАКТИКА - 1. МАГИЯ КОРНЕЙ


Здравствуйте, дорогие ученики!

Добро пожаловать на первый урок Практики по Магии языка!

Если вы думаете, что это вам совсем не нужно, то глубоко ошибаетесь. Хорошо образованный маг должен не только знать, где найти ту или иную травку с нужными ему магическими свойствами и как правильно сварить нужное зелье, как договориться с драконами и справиться с нежитью, как правильно составить заклинание, но и как правильно всё это описать и написать. Иначе грош цена всем его магическим знаниям. А почему? Наверное, все вы догадываетесь. В силу специфики нашей школы (да-да, мы больше пишем, чем говорим в прямом смысле этого слова) ничего из записанного вами не будет действовать, если это написано с ошибками. Хорошо, что не будет действовать, а то ведь возможны и такие случаи, когда в силу незнания маг вместо одного слова напишет совсем другое и тогда… Даже страшно подумать, что будет… В лучшем случае, вместо вожделенных баллов по предмету он окажется на очередном, им же самим устроенном, балу. Поэтому мы с вами на таких уроках практики будем вспоминать и закреплять знания русского языка. Писать грамотно — принесёт только пользу магу, причём пользу огромную.

Ладно, перейдём теперь к делу. С этого урока мы начнём изучать состав слова, а то преподаватель по Заклинаниям жалуется, что ученики не могут разобрать, где у слова приставка, а где корень. И вот как результат — неверно составленные заклинания.

Начнём, пожалуй, с самого главного, что есть в слове. А это, естественно, корень. Кстати, не зря он так называется. Без корня слова не существует, как не может жить без корня ни одно растение. Слово без приставки, суффикса, окончания — пожалуйста, а вот без корня — нет. Потому что в корне заключён изначальный смысл слова или, как говорят магглы, общее лексическое значение всех родственных слов. Стоит по незнанию изменить лишь одну букву в слове, и мы можем получить слово с совсем другим смыслом. Например, слова, содержащие корень –мир-, связаны с общим смыслом: мир, мирИть, примирЯть. Но стоит заменить букву И на Е, как уже и смысл слов меняется: мЕрить, примерЯть, измерЯть. Все эти слова связаны с измерением чего-нибудь и уж совсем не с примирением. Вот так.

Надо быть очень аккуратными при определении правильной гласной в корне слова. А какая там пишется буква, можно определить, подобрав соответствующее однокоренное слово, в котором эта гласная в слове чётко слышится, то есть находится под ударением. Но при этом надо помнить, что если вы думаете о слове с общим значением «мерить что-то», то для проверки гласной в корне совсем не подходит слово мир, а, например, мЕрить или примЕрка.

Ну, ладно, давайте всё-таки перейдём к практике. Вот вам кроссворд, где спрятались слова, имеющие общий корень –ход- (-хаж-). Обратите внимание, что согласная в корне (естественно, что не первая) может чередоваться с другой согласной, но смысл корня остается прежним.
Чжоули взмахнула палочкой, и на доске проявился рисунок.


Для начала попробуйте их всё-таки отыскать, а вот и подсказки. Взмах палочкой ещё раз — и на столе у каждого свиток с объяснением спрятанных слов.

По горизонтали:

1. Плавание по морям, океанам, а также искусство кораблевождения.

2. Судно с двигателем внутреннего сгорания.

3. Совместное присутствие членов коллектива для обсуждения, решения каких-либо вопросов.

4. Организованное путешествие или дальняя прогулка, а также совместное движение группы лиц с какой-нибудь определённой целью.

5. Старинное название путешественника-исследователя, открывающего новые земли.

6. Работник, регулярно обходящий какие-нибудь места, объекты с целью наблюдения и охраны.

7. Автомашина для передвижения по труднопроходимой местности, по бездорожью, по снежной целине.

8. Прибытие, появление.

9. Хождение пешком.

10. Место, по которому можно пройти или проплыть через что-то, между чем-то.

11. Первые ростки посевов.

12. Доступный для плавания судов.

13. Промышленность, занятая производством плавучих транспортных средств.

По вертикали:

7. Дающий право на вход куда-то.

14. Заботливым уходом возвращать здоровое, нормальное состояние.

15. Место, пригодное для пешей переправы, а также место, предназначенное для пешеходов, пересекающих улицу.

16. Приспособление для передвижения большими шагами — пара высоких шестов с поперечными выступами для ног.

17. Специальное служебное помещение, через которое проходят на завод, стройку, в учреждение.

18. Место, где можно обойти что-нибудь.

19. Тот, кто ходит, передвигается медленно.

20. Официальная просьба.

21. Промышленность, обеспечивающая строительство теплоходов.



Учтите, что здесь спрятаны не только имена существительные, но и слова других частей речи.

Итак, домашнее задание:

1. Вам надо найти все спрятанные в кроссворде слова и постараться дополнить этот ряд другими однокоренными словами. Среди всех этих слов укажите те, в которых корень слышится чётко.
Также выделите среди найденных слов слова с двумя корнями и объясните, какую смысловую нагрузку несёт каждый корень.
(0-6 баллов)

2. Расскажите своими словами, что такое корень слова. При ответе на вопрос помните, что вы маги, а не магглы: смотрите на слово с магической точки зрения. Приведите примеры слов, состоящих только из корня. (0-2 балла)

3. Как известно, даже у одного корня может быть несколько значений. Соответственно, и семейств слов-родственников несколько в этом случае. Приведите пример такого корня и семейств слов. (0-2 балла)

Отправляйте работы через ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ
Свои вопросы смело можете передать с Персефоной Персефона