У ИСТОКОВ ПИСЬМА


Здравствуйте, дорогие ученики!

Сегодня нам с вами предстоит увлекательное путешествие в прошлое.

Студенты увидели в руках у Чжоули Линк странный предмет. Похож на магловский сотовый телефон на длинной цепочке.

- Это временной перемещатель, новейшая модель. С его помощью мы и отправимся в прошлое.
- Профессор, а как он действует? - послышались голоса.
- Надеваешь на себя, набираешь на пульте время, куда хочешь переместиться, нажимаешь на кнопку и все.
-Да, но цепочка очень короткая, чтобы мы все поместились, - заволновались студенты. Явно никому не хотелось остаться в кабинете и дожидаться счастливчиков.
- Не волнуйтесь! Вы разве не помните, в какой школе учитесь?!

Чжоули достала палочку, направила ее на цепочку, произнесла "Энгоргио", и цепочка удлинилась ровно на столько, чтобы вместить внутри себя всех учеников.

- Ну, вот, все в порядке. Правда, надо еще предпринять некоторые меры предосторожности. С правилами путешествия в Параллельные миры все знакомы?

Чжоули накинула цепочку на толпу студентов.

- Возьмитесь все за цепочку и во время всего путешествия не выпускайте ее из рук. Путешествие в другой мир не всегда проходит благополучно. Мне не хочется, чтобы в случае экстренного возвращения мы кого-то не досчитались. А теперь еще одна мера предосторожности.

Чжоули достала коробочку с белым сверкающим порошком и склянку с какой-то жидкостью.

- Вот, что удалось раздобыть у преподавателя зельеварения. Порошок невидимости и зелье обострения зрения и слуха. Не очень, правда, много, но, я думаю, нам хватит. Там, куда мы отправимся, разговаривать можно только шепотом. А во время самого перемещения нельзя вообще разговаривать и двигаться.

Чжоули стала обходить студентов, давая каждому по капле зелья. Затем посыпала всех порошком невидимости, нажала на пульте кнопку и...
Вокруг все исчезло. В полной темноте замелькали разноцветные искорки. Все это продолжалось несколько секунд. И Чжоули со студентами очутилась на большом поле. Невдалеке суетились люди. Они были похожи на воинов древнего мира.


- Надеюсь, мы с вами успели как раз вовремя. Сейчас смотрите во все глаза и слушайте внимательно,- тихо прошептала Чжоули, но все ученики очень хорошо ее услышали.

Вдруг среди воинов показался всадник на коне. Он спешился, подошел к богато, по-царски одетому человеку и молча положил перед ним пять стрел и поставил клетки с птицей, мышью и лягушкой.
Затем гонец откланялся, вскочил на коня и умчался прочь.
- Ох уж, эти скифы! Что же они хотят этим сказать?- проворчал царь и задумчиво уставился на полученные подарки.
Приближенные царя то и дело подходили к нему и что-то шептали ему на ухо.
- Кажется, я понял, - произнес, наконец, царь. - Мышь живет в земле, лягушка - в воде, птица подобна лошади, а стрелы -военная храбрость скифов. Таким образом, скифы отдают мне свою воду и землю и покоряются, отдавая свою военную храбрость. Все со мной согласны?
Вперед выступил один из воинов, наверное, военачальник:
- Мой повелитель, мне кажется, что здесь не все так, как Вы изволили сказать. Я думаю...
И тут вдруг ученик, стоящий рядом с Чжоули, громко чихнул. Все воины резко повернулись в ту сторону, где стояли студенты. Чжоули оглядела всех учеников и с ужасом заметила, что стоящий рядом первокурсник начал проявляться. Уже обозначились слабые контуры его тела.


- Внимание всем! - прошептала Чжоули. - Срочно перемещаемся назад!
Она нажала на кнопку перемещателя, и опять все исчезло вокруг, и также быстро замелькали разноцветные искорки. Спустя несколько секунд все было закончено. Чжоули со студентами стояли в кабинете Магии языка.

- Мда. Ну, ладно, продолжим урок. Рассаживайтесь. Жаль, что самое важное нам так и не удалось узнать.
- Профессор, я не виноват, у меня аллергия на порошок, - начал извиняться первокурсник.
- Ничего, но это вам будет одним из вопросов домашнего задания.

Вопрос 1. Ну, во-первых, где мы были? Что видели? А, во-вторых, что же сказал военачальник царю и кто из них оказался прав? (0-2 балла)

Мы с вами были свидетелями самого раннего вида письма. Его можно назвать "предметным письмом". Оно было доступным средством общения для народов или племен, говорящих на разных языках. Для создания такого письма используется простейший вид условной связи между предметом и понятием (лягушка – «прыгать», птица – «летать»). Однако, правильно прочитать такое послание без специальных подсказок и дополнительных сведений невозможно. Необходимо иметь представление о культуре и мышлении авторов послания, учитывать конкретные события, связанные с его составлением.

Вопрос 2. А как бы сегодня мы расшифровали послание «лягушка, мышь, птица и стрелы»? Представьте, что вы получили такое послание. (0-2 балла)

Различные виды предметного «письма» существовали у народов Северной и Южной Америки и Африки. Такие послания сообщали о мире, войне, бедствиях, числе воинов, количестве проданных или взятых в долг товаров.

Для передачи информации у народов Северной Америки, например у ирокезов, использовались раковины определённого цвета, нанизанные на шнур. Получалось что-то наподобие цветных бус. Из раковин плели разноцветные пояса с условным узором. Цвета раковин осмыслялись символически. Белый цвет обозначал благополучие, мир, здоровье, красный или фиолетовый – войну, зелёный – хлеб, чёрный – смерть. Такое предметное «письмо» североамериканских индейцев называлось вампум. У индейцев, живших на территории Перу в XII–XVI вв., существовал другой вид предметного «письма» – кипу, или квипу, то есть узелковое «письмо». С длинного толстого шнура или палки свисала бахрома из тонких разноцветных верёвочек разной длины. На них завязывались узелки, в результате чего образовывалось хитрое сплетение. Количество и форма узлов обозначали числа: простые узлы – единицы, двойные – десятки, тройные – тысячи. Цвет верёвок обозначал считаемые предметы: жёлтый – золото, красный – воинов и т.д.

Следующим шагом к изобретению начертательного письма стала пиктография – письмо рисунками. Рисунки наносились на предметы домашнего обихода, на стены пещер и поверхность скал. Рисовали на камнях, на рогах и костях животных. Такое письмо ещё сохраняло связь с наскальной живописью.
В чём же отличие пиктограммы от рисунка? Рисунок изображал конкретный предмет или существо, создавался по случаю, важному, значимому для рисующего (например, необычное событие, удачная охота или рыбная ловля). Пиктограмма же служила знаком предмета, явления, события, переданного схематично. Создавая такой знак, человек обобщал свой опыт, свои знания о мире. Например, пиктограмма «глаз» обозначала и конкретный глаз, и зрение, и зоркость, и бдительность. Таким образом, пиктограмма условна и имеет постоянное значение, то есть всегда несёт неизменную информацию.
Преимущество пиктографии перед другими видами передачи информации в том, что одним значком можно обозначить целую жизненную ситуацию. Например, соответствующие картинки на дорожных знаках быстро сообщают нам, где есть заправочная станция, больница, телефон, место для отдыха. Пиктограммы могут прочесть люди, говорящие на разных языках. Вот почему они широко используются в современном мире как ёмкий способ общения наряду с другими графическими знаками, буквенным письмом.




На сегодня все. Надеюсь, время не пропало даром)) А теперь домашнее задание:

Первые два вопроса в лекции.

3. Придумайте 3 (три) свои пиктограммы. Нарисуйте их или опишите словами. Что они означают? (желательно предоставить пиктограммы, обозначающие какие-нибудь события, произошедшие в вашей жизни, например, в Аргемоне; можно придумать пиктограммы на события из жизни в реале) (0-3 балла)

4. В январе 1849 года семь индейских племен послали прошение президенту США с просьбой разрешить им переселиться с Верхнего озера на Нижние озёра. Пиктографическое письмо было таким.
Племена представлены их тотемами: это журавль, три куницы, медведь, морской человек, морской кот. Впереди мы видим предводителя журавлиного племени. Небольшая чёрточка от глаз главы делегации вперед обращена к президенту, а линия, идущая от глаз назад к озёрам, указывает на предмет просьбы. Глаза и сердца всех шести фигур соединены с глазами и сердцем журавля. Озёра и дорога изображены очень достоверно, как на географической карте.

Составьте свое пиктографическое послание любому преподавателю Аргемоны. Не забудьте приложить расшифровку вашего письма. (0-3 балла)



Отправляйте работы через ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ
Свои вопросы смело можете передать с Персефоной Персефона




Ковровая влаговпитывающая дорожка.