Анетерон
Хаффлпафф, 4 курс
Доклад к уроку Магия языка

Звуки, звуки, звуки...


Здравствуйте, Чжоули.
В этом докладе я хочу показать вам, как известные поэты с помощью звуков создают полное ощущение тех или иных событий либо своих чувств.
Первый отрывок, который я вам приведу, кусочек из «Полтавы» Пушкина. Описание Полтавского сражения.
Шары [ш, а, р, ы] чугунные [ч, у, г, у, н, н, ы, е] повсюду [п, ъ, ф`, с`, у, д, у]
Меж [м, е, ш] ними [н, и, м, и] прыгают [п, р, ы, г, а, й, у, т], разят [р, а, з`, а, т]
Прах [п, р, а, х] роют [р, о, й, у, т] и [и] в [ф] крови [к, р, о, в`, и] шипят [ш, и, п`, а, т].
Швед [ш, в`, э, т], русский [р, у, с, к, и, й] – колет [к, о, л`, э, т], рубит [р, у, б`, и, т], режет [р`, э, ж, э, т].
Бой [б, о, й] барабанный [б, ъ, р, а, б, а, н, н, ы, й], клики [к, л`, и, к, и], скрежет [с, к, р`, э, ж, э, т]
Гром [г, р, о, м] пушек [п, у, ш, э, к], топот [т, о, п, ъ, т], ржанье [р, ж, а, н`, э], стон [с, т, о, н],
И смерть, [с, м`, э, р, т`] и ад [а, т] со всех [ф, с`, э, х] сторон [с, т, ъ, р, о, н].

Ууу! Прямо сразу видно, что это бой, война, жестокость и кровь. Постоянно слышен звук [р], [т], [б]. Жесткие, твердые, грубые звуки. И еще здесь явно изобилуют существительные, глаголов практически нет. Пушкин словно кусками выхватывает сцены Полтавского сражения. Тут гром пушек, тут ржанье, тут стон… Настроение сразу становится этакое сурово-решительное.

А дальше пойдет лирическое стихотворение Тютчева.

День [д`, э, н`]вечереет[в`, э, ч, э, р`, э, й, э, т], ночь [н, о, ч] близка [б, л`, и, с, к, а],
Длинней [д, л`, и, н, н, э, й] с горы [г, ъ, р, ы]ложится [л, ъ, ж, ы, т, с`, я]тень [т, э, н`],
На небе [н`, э, б`, э] гаснут [г, а, с, н, у, т] облака [а, б, л, а, к, а]...
Уж [у, ш] поздно [п, о, з, н, ъ]. Вечереет [в`, э, ч, э, р`, э, й, э, т] день[д`, э, н`].
Смотрите, какое количество мягких звуков! Я замучился переставлять раскладки, чтобы апострофы везде ставить)
И сами звуки: л, м, н… Они такие мягкие, уютные, лирические. Настроение от этого стихотворения сразу меняется. Предложения в основном простые, но чтобы передать настроение многого и не надо. «День вечереет» - этого достаточно. Все остальное додумает сам читатель. Задача автора лишь передать настроение стихотворения, а не описать вечернюю природу.

И последнее стихотворение Бунина, «Поэт».
Поэт[п, а, э, т] печальный[п, ъ, ч, а, л`, н, ы, й]и суровый[с, у , р, о, в, ы, й],
Бедняк [б, ъ, д, н`, а, к], задавленный[з, а, д, а, в, л, е, н, н, ы, й] нуждой [н, у, ж, д, о, й],
Напрасно [н, ъ, п, р, а, с, н, ъ]нищеты [н`, и, щ, э, т, ы] оковы [ъ, к, о, в, ы]
Порвать [п, ъ, р, в, а, т`]стремишься[с, т, р`, э, м`, и, ш, с`, а] ты душой [д, у, ш, о, й]!

Грусть. Печаль. Тоска… Как по смыслу, так и по звукам. Т, к, о, с. Предложения полны печали. Звуки тоже. Одиночество, похоже, дало повод Бунину написать это стихотворение.

Как мы четко видим на примерах, передавать свое настроение поэты передают не только с помощью слов, которые наполняют стихотворение смыслом, но и с помощью звуков. Они помогают понять эмоции на подсознательном уровне.

Спасибо за внимание.
Оценка: 9
Комментарий преподавателя:
Ну, как-то с Буниным не убедительно. Там указанных звуков не так уж и много.

В Страну Слов
Кабинет Магии языка